УСПЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ ОТ ЕГО УМЕНИЯ ГОВОРИТЬ

УСПЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ ОТ ЕГО УМЕНИЯ ГОВОРИТЬ

или Как избавиться от проблем речи, чтобы общение было в радость

75% времени своей жизни мы общаемся. Очевидно, что именно от коммуникативных навыков зависит наш успех буквально в любой деятельности. К людям контактным и красноречивым обычно относятся благосклонно, с симпатией. А вот с нелюдимыми тихонями или грубыми и сварливыми «ораторами», наоборот, стараются ограничить общение. Бывает и то, что у человека есть, что сказать, но определенные недостатки не дают ему необходимой внутренней свободы для самовыражения. О том, как избавиться от психоречевых проблем, научиться свободно и уверенно чувствовать себя на публике (в обществе), а также, как улучшить свою культуру речи, - расскажет кандидат философских наук, докторант Института философии, доцент кафедры философии Политехнического института, член Союза журналистов Украины, член Международной ассоциации писателей Украины, ведущая программы прямого эфира «Контраверза», психолог, ритор Марина ПРОПЕТЕНСКАЯ.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ

- Марина Петровна, сложно представить свою жизнь без общения с другими людьми. Наверное, это один из главных факторов, через который человек может проявлять себя и реализовываться в этом мире? - По словам немецкого философа М. Хайдеггера, именно речь, а не природа, является для человека «домом бытия». Мы можем говорить взглядами, жестами, цветом своей одежды или даже просто молчать - это тоже разговор. Но все-таки большинство ключевых моментов нашей жизни артикулируются (выражаются) через слово. Наша эпоха относительно психоречевых проблем уникальна, так как никогда еще человек не оказывался в такой, как сегодня, атмосфере информационного бума и инфляции (обесценивании) слова. Скажем, только рекламных месседжей (с радио, телевидения, газет, уличных рекламных постеров и т.п.) в течение дня человек получает около 250. Информация СМИ обычно агрессивная и прессингующая, бьет по психике и обусловливает феномен модульного мышления. То есть, человек отвыкает мыслить последовательно, индуктивно-дедуктивным путем. Это похоже на разбросанные пазлы мозаики, которые в целостную картинку сложить не выходит. Отрицательная информация и бесконечный спам (навязанная информация) своим бесстыдным вторжением нарушают способность сконцентрироваться на мысли и слове, вызывая социальную апатию. Кроме того, с помощью особенным образом сконструированной информации людьми легко манипулировать. Многие попадают под влияние так называемого сектантского синдрома, присутствующего не только непосредственно в сектах, а и в бизнесе, в технике продажах, в некоторых психологических тренингах. Вот, например, несколько сигналов, указывающих на то, что вами манипулируют: • Когда под влиянием какого-то собеседника к вам приходит ощущение, что надо себя вынуждать делать что-то неестественное, срочно куда-то идти, или платить деньги, или приобщаться к какой-то массе. • Вам навязывают претензию на универсальность. Вы слышите: «мы такие единственные», «это уникальное предложение, только для вас», «мы - лучшие». • Создается образ врага: «кто не с нами, тот против нас». • А также навязчиво презентуют какую-то персону, харизматического кумира, претендующего на образец жизни. Например, дистрибьюторская компания на все лады расхваливает своего лидера, которому будто бы уже 102 года, и добился он своего долголетия именно благодаря препаратам или методам этой фирмы. Итак, как только почувствовали такие вещи, нужно сразу сказать себе: «Стоп! Здесь что-то не так, мной манипулируют». И выйти из этой игры.

ГОЛОС - ЭТО НАША ВИЗИТКА

- Марина Петровна, а какие вообще существуют недостатки речи? - Распространенные недостатки речи - это плохая дикция, слишком быстрый или медленный темп речи, несоблюдение пауз, монотонная или слишком экспрессивная интонация, очень тихий или чрезмерно громкий голос, дрожащий, очень высокий голос, раздражающий тембр и др. Мы воспринимаем друг друга где-то наполовину визуально, а 35% восприятия зависит от голоса. Поэтому, наш голос – это наша аудиовизитка. И если человек работает в бизнесе, скажем, в сфере телефонного маркетинга, голос для него является средством зарабатывания денег. Недостатки голоса могут стать преградой в этом. Нужно отметить, что приятный тембр голоса важен для всех и практически во всех сферах жизни. Людям, которые хотят смягчить, в частности, тембр голоса, можно посоветовать небольшой актерский этюд: представить приятные нежные вещи и передать голосом их характер: «маленький, пушистый котенок», «снежинка», «пух», «гладкий бархат» и т.п.

ГЛУБОКОЕ ДЫХАНИЕ СПОСОБСТВУЕТ ЧЕТКОЙ РЕЧИ

- А что делать человеку, который очень быстро говорит? Ведь это тоже существенно мешает общению, приходится несколько раз переспрашивать, чтобы понять содержание... - Это нужно корректировать. Ведь темп речи должен быть 120-140 слов в минуту. Когда собеседник разговаривает слишком быстро, то формирует впечатление несерьезного, невнимательного человека. Хотя чаще всего быстрая речь присуща как раз эрудированным и эмоциональным людям, которые спешат изложить множество собственных знаний. Также обременяет общение привычка тянуть слова. Поэтому нужно сознательно одолевать такие плохие привычки Желательно выработать фонационное дыхание, которое устанавливают с помощью диафрагмальных упражнений, и приучить себя говорить в оптимальном темпе. Для установления диафрагмального дыхания существует много упражнений. Вот одно из них. Необходимо лечь на спину, положить одну руку на живот, а другую на грудь, вдохнуть так, чтобы рука на груди оставалась недвижимой, а та, которая на животе, поднялась, выдохнуть, подышать таким образом несколько минут. Встать и сделать то же самое, но уже стоя. Чтобы полное, так называемое йоговское, дыхание стало привычкой, нужно систематически делать это упражнение, лучше утром. Глубокое дыхание и длинный выдох не только насыщают кислородом организм, а и вырабатывают возможность разговаривать уверенно и четко, не спеша. Ведь человек разговаривает сугубо на выдохе. Для тренировки же дикции можно посоветовать скороговорку, которую почти никто с первого раза не может проговорить: Купил кипу пуха, Кипу пуха купил, Пуха кипу купил. Надо стремительно проговорить на одном выдохе трижды. Кроме того, упражнения со скороговорками очень хорошо тренируют внимание и концентрацию.

ГОЛОС НУЖНО СНИЖАТЬ

Вообще лучше всего люди воспринимают низкие голоса. Высокий голос нередко раздражает - это конфликтоген. Потому его нужно снижать. Здесь также помогут специальные упражнения, в частности, на расслабление мышц, так как причиной высокого голоса обычно является внутренний спазм. Например, можно тренироваться, изменяя регистры голоса на звуках «ж-з-нь». На длинном выдохе: низкий ж-ж-ж-ж.., потом перейти на з-з-з-з.., повышая при этом тон, и заканчивать на нь-нь-нь-нь.., еще больше повысив тон. Таким образом мы задействуем низкий, средний и высокий регистры голоса и попадаем голосом в резонаторы, развиваем диапазон. Также низкие регистры можно тренировать с помощью зубных звуков, тех же «ж» и «з». Представьте жука, который гудит: «ж-ж-ж», или пчелу, которая жужжит, и озвучьте их. Еще такая подсказка. Вспомните, как интеллигентный человек зевает, не открывая рта, будто бы загоняя зевок внутрь. При этом гортань расширяется - а это является хорошей тренировкой для низкого голоса. Поэтому, если хотите наработать низкий регистр, вначале сделайте импульс на внутренний зевок, затем включите глубокое диафрагмальное дыхание: считая от 1 до 5, - вдох, потом пауза и на выдохе - произносить необходимый звук. Низкий голос - признак покоя и уверенности!

ИНТЕРНЕТ МОЖЕТ РАЗУЧИТЬ РАЗГОВАРИВАТЬ

- Марина Петровна, какие причины возникновения психоречевых проблем, в частности, скованности в общении? - Один из факторов - это уменьшение словарного запаса. Из-за этого люди не могут правильно и доходчиво высказаться, что и обусловливает скованность в общении. Человек предпочитает лучше смолчать, чем высказать свое мнение. Вследствие этого возникает чувство неудовлетворения собой, а это своей очередью провоцирует разнообразную психосоматику (психологические нарушения и телесные недуги). Необходимо сказать о влиянии Интернет-пространства, иногда суживающего коммуникативные способности (способность к общению) к минимуму. Приведу такой пример. Ко мне привели подростка 14 лет, который почти не разговаривал. Как оказалось, до 5 лет он был обычным ребенком. Но родители засадили своего 5-летнего сыночка за компьютерные игры. И он до 14 лет от них почти не отрывался. За неимением общения появились проблемы с речью. Родители обращались к разным логопедам, психиатрам. Но чем больше ребенок входил в киберпространство, тем меньше оставалось возможностей для развития общения, а следовательно, и речи. Такой образ жизни привел к аутизму - нежеланию общаться, потом возникло ситуативное заикание, в конце концов, мальчик вообще отказался от полноценной речи. Это, конечно, не типичный пример, скорее исключение, но очень яркий. Хотя в Интернете, ясное дело, есть множество и полезного, но надо, чтобы все было в меру. Или еще такой случай. Одна женщина привела свою дочку - уже школьницу. Проблема заключалась в том, что у ребенка был очень тихий голос, такая себе, по словам матери, «тютя-троечница». А мама у нее - очень яркая и экспрессивная женщина. Как оказалось, она просто «задавила» своими воплями и истеричностью доченьку. Девочка болела, чтобы не ходить в школу, где ее считали недалекой и ставили плохие оценки. На самом деле в процессе коррекции девочка проявила себя как очень талантливый ребенок. Но почти полгода пошло лишь на то, чтобы она хотя бы научилась кричать - настолько была скованной тихоней. Кстати, это замечательная терапевтическая вещь - выйти где-то на природу и изо всех сил закричать звук «а-а-а». Сразу снимает стресс и улучшает настроение!

ПОЧЕМУ НУЖНО ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ

- Марина Петровна, но, кроме приятного голоса, четкой дикции, темпа, в общении очень важную роль играет культура речи. Она тоже служит своеобразной визиткой образованности, нравственности, духовности в конце концов... - Культура речи - это соблюдение литературных и этических норм грамотной риторики. Типичные нарушения культуры речи у нас - это слова-паразиты, нецензурная лексика, суржик, тавтология, немотивированный жаргон и т.п. Вообще коррекция культуры речи – длительный процесс, требующий совокупного развития личности: чтение классической литературы, посещение театров, изучение правил культурной речи, выполнение тренинговых упражнений, а главное – мощной мотивации человека в улучшении своей риторики. Слова-паразиты названы так по аналогии с растением-паразитом омелой. Как растение питается соком дерева, на котором растет, так и слова-паразиты «высасывают соки» из живого языка. Наиболее популярное слово-паразит у русскоязычных людей «как бы». За этим кроется социальная неопределенность, неуверенность, человек «как бы» живет, «как бы» верит в светлое будущее. На втором месте - слово «короче». Его используют люди-хроноеды, которые «едят» чужое время: они чувствуют, что очень долго говорят, и вставляют постоянно в разговор это слово, будто извиняются. К примеру, такое слово-паразит, как «блин», - это трансформация матерного слова в более приличный оборот. Слова-паразиты: «как сказать», «скажем» - указывают тоже на неуверенность. От таких слов обязательно нужно избавляться. Кроме того, многие люди в конце слова говорят: «да», «угу» «вот», будто спрашивают или, наоборот, - точки ставят. Это тоже свидетельствует о неуверенности, так как человек, который четко осознает, что у него полноценно организована речь, не нуждается в таком дополнительном подтверждении. Также мы вставляем слова-паразиты, когда боимся пауз, имеем небольшой словарный запас или транслируем плохую привычку своего окружения. Для того чтобы избавиться от слов-паразитов, надо прежде всего осознать, что они у тебя есть, ведь многие люди просто не замечают, что используют их в своей речи. Затем слова-паразиты можно выписать и перечеркнуть, или сжечь бумажку с ними. Как-то ко мне обратилась женщина, у которой маленький сын имел такое слово-паразит, как «блин». Я ей посоветовала поиграть с ним. Когда сын произносил это слово, его мама должна была хлопать в ладоши и говорить: «Говори кукареку!». Малыш пробовал кукарекнуть и очень смеялся. Так через игру и смех ребенок избавился от этой привычки буквально за день. Но обычно, чтобы отвыкнуть от употребления слов-паразитов, нужен хотя бы месяц настойчивой работы и разносторонних упражнений.

НЕЦЕНЗУРНЫЕ СЛОВА ОБУСЛОВЛИВАЮТ ИМПОТЕНЦИЮ

Если говорить о нецензурной лексике, то это прежде всего эксплуатация сексуальной сферы. Согласно последним исследованиям, матерные слова пошли не от монголо-татар. Это - древние славянские языческие мантры, которые использовались во время ритуалов и обрядов для вызывания родовой силы, чтобы повысить потенцию мужчины. Произносить их можно было лишь 16 дней в году, а в другое время они были под самым строгим запретом. И когда сегодня человек применяет матерные слова в любое время - идет злоупотребление сексуальной энергией, а это своей очередью обусловливает у мужчин уже в 45 лет импотенцию, а у женщин даже изменяется гормональный фон, вырабатывается тестостерон.

АКТЕРСКАЯ ШКОЛА ПРИДАЕТ УВЕРЕННОСТИ

- Расскажите, пожалуйста, как именно происходит психоречевая коррекция? - Психоречевая коррекции включает в себя прежде всего диагностику. Если человек хочет улучшить свою психоречевую среду, есть специальная анкета, которую я разработала по всем типичным коммуникативным ситуациям. Диагностируется техника, культура, логика речи, как человек общается сам с собой, есть ли внутренний конфликт, какие проблемы имеет в диалоге, полилоге, споре. Часто в обществе люди играют роль наблюдателей или вообще молчат. А кто-то, наоборот, может быть звездой - душой общества. Главное же - быть собой и чувствовать себя естественно. Сделав такую диагностику, мы составляем программу, чего человек хочет достичь, и ищем инструментарий для достижения этой цели. Сюда входит и постановка голоса по актерской системе, в частности, применяется система Станиславского, которая по своему замыслу - на самом деле замечательный тренинг личностного развития. Многие люди может и разговаривают более или менее грамотно, и голос у них поставлен, но когда выходят на публику, то страх и внутренние блоки мешают раскованно и четко выражать свои мысли. От этой проблемы можно избавиться с помощью упражнений на пластику, актерских этюдов, способствующих высвобождению себя из себя. К тому же существует много специальных упражнений сугубо для публичных презентаций, радиотелериторики, монологов, дискуссий. - А, кроме актерской школы, какие еще методы применяете? - Используются элементы проверенных психологических систем: гештальттерапии, холодинамики, психосинтеза, НЛП. Как философ, я большая поклонница метода логотерапии В. Франкла - помощь через поиск смысла жизни. Происходит и коррекция внутреннего диалога, чтобы человек одолевал в себе деструктивные штампы по типу: «я неудачник, ничтожество, у меня ничего не выйдет» и т.п. Нужно отслеживать эти мысли и искать положительные пути развития.

ПРИЧИНЫ СТРАХОВ КРОЮТСЯ В ДЕТСТВЕ

- Марина Петровна, нередко человек, даже, казалось бы, успешный и уверенный в себе, ощущает непонятный страх перед публичным выступлением. Это существенно подрывает его имидж и портит жизнь. В чем причина этих страхов и как с ними бороться? - Состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей вслух перед публикой называется аудиторным шоком, или неврозом выступления. Многие люди имеют такую проблему. Основные проявления этого: дрожащий голос, перебои дыхания, пересыхание рта, потение рук, спины, беганье глаз и, главное, - потеря спонтанности. Причины такого страха у каждого свои, но могу сказать со своего опыта, что здесь играет роль, как правило, детская психологическая травма. У меня был клиент, довольно успешный мужчина, который вел много успешных переговоров, но на публичных дискурсах ощущал страх. Как со временем оказалось, у него еще в детском садике была «умная» воспитательница, которая, чтобы ребенка наказать, ставила озорника на стол перед всей группой и побуждала всех детей над ним смеяться. Детский публичный стыд с возрастом перерос в аудиторный шок. Но сценический страх может быть обусловлен не только переживаниями, которые были давно, он может спровоцироваться стрессами юношеского возраста или какими-то недавними обстоятельствами. Просто детские переживания глубже загнаны в подсознание. Основное, что нужно сделать, чтобы решить эту проблему, - понять, откуда ее корни, и «вырвать» их. Это уже будет половина пути к преодолению страхов. Вырвать - означает вспомнить ситуацию и поработать над ней. Есть такое сентиментальное упражнение, когда ты мысленно встречаешься с собой маленьким и говоришь себе, что у тебя все хорошо, что ты уже взрослый, сильный и смелый.

НЕ СЛЕДУЕТ БОЯТЬСЯ ФАНТОМОВ

Необходимо также понимать, что обычно публика нейтральна и даже больше склонна к симпатии, чем наоборот. На самом деле человеку тяжело вспомнить хотя бы один случай, когда над ним откровенно смеялись публично. Поэтому в большинстве случаев мы боимся фантома. Чтобы помочь себе справиться с волнением перед выступлением, можно представить, что слушатели - это друзья, да и вообще - такие же люди, как вы. Также хорошо помогает полное диафрагмальное дыхание перед выступлением: в среднем 7-8 вдохов-выдохов. Кроме того, желательно найти для себя какую-то систему быстрого расслабления. Могу посоветовать зарядку Гермеса: на вдохе максимально напрягаем все мышцы, а на выдохе - отпускаем, так делаем 5 раз. Это способствует расслаблению всего тела. (Это упражнение эффективно и во многих других жизненных ситуациях). Потом нужно сделать установку, кем ты хочешь быть. Если волнуешься, надо сказать себе: «я спокоен». Если ощущаешь напряжение: «я раскован». Если косноязычен: «я чудесно и интересно высказываюсь». И напоследок обязательно представить, как успешно произносите речь. Ну и, конечно же, к выступлению нужно хорошо подготовиться. Чем лучше подготовка, тем меньше волнение. - Марина Петровна, что еще можно посоветовать читателям, которые хотят улучшить свое общение, свой риторический имидж? - Нужно общаться и не избегать ситуаций ораторства. Найдите в Интернете или на Петровке пособия по технике речи, подойдут и советы для логопедов. Там обычно есть хорошие упражнения для голоса и фонационного дыхания. Включите диктофон и послушайте со стороны, как звучит ваш голос. Интересно, если это сделают другие, незаметно для вас, например, во время телефонного разговора. Продиагностируйте свои голосовые качества и улучшайте их. Помогает декламация стихов. Особым терапевтическим эффектом (о чем, кстати, знают специалисты многих стран) отмечаются украинские народные песни. В них особенно пропеваются громкие звуки, улучшающие голос и дыхание. Украинским пением можно даже преодолеть проблему заикания. Проанализируйте свою жестикуляцию, осанку, походку, выражение лица. Сделайте собственное портфолио, чтобы понравиться себе. Осознайте, как и о чем вы обычно разговариваете с другими людьми. Если переносите негатив, сплетни, слухи, автоматически раздражаетесь и повышаете голос, - вряд ли вы являетесь приятным собеседником. Найдите собственные жизненные цели, объективно оцените свои способности, и положительная философия жизни подскажет вам, как всегда быть в голосе и уметь сказать свое, неповторимое слово миру. Занимайтесь риторикой - одной из самых прекрасных и древних сфер знаний в истории человечества!

Разговор вела Алла ГРИШИЛО.