ЧТО ТАКОЕ «РАЗНООБРАЗНОЕ ПИТАНИЕ» И КОМУ ОНО НЕОБХОДИМО? Ч. 2

ЧТО ТАКОЕ «РАЗНООБРАЗНОЕ ПИТАНИЕ» И КОМУ ОНО НЕОБХОДИМО? Ч. 2

(Начало)

«Нет разнообразию!» в питании младенцев

Парадоксально, но факт: в тонкости медицинского аспекта проблемы  разнообразного питания посвящен очень узкий круг специалистов. С аспектом же психологическим все происходит с точностью до наоборот - специалистов миллионы, все поют гимны о полезности разнообразия, но толком объяснить его целесообразность мало кто может.

На ментальном, бытовом, подсознательном уровне  разнообразное питание, всегда и при любых обстоятельствах, рассматривается однозначно как явление со знаком плюс. Спорить с тем, что  разнообразие полезно,- и сложно, и бессмысленно. Но ведь и минусы присутствуют! Может быть, не столь значимые, в сравнении с плюсами, но присутствуют! Остается лишь преодолеть подсознательное, вооружиться здравым смыслом и попытаться эти минусы проанализировать.
Начнем, пожалуй, с питания детей до года.  Главная особенность этого периода – опасность разнообразия, и это положение тем актуальнее, чем младше ребенок. Для детей первых шести месяцев жизни реальная опасность, риск ущерба здоровью и возникновения медицинских проблем настолько превышает теоретическую пользу, что педиатры всего мира, практически единодушно, выступают под девизом: «Нет разнообразию!»
Казалось бы, ну что здесь противоестественного? Ведь нет и не может быть для младенца ничего лучше материнского молока. Молока, которое содержит все необходимое для нормального роста и развития, состав которого постоянно меняется, обеспечивая потребности ребенка. Т. е. в медицинском аспекте ситуация более чем однозначна: до шести месяцев только мама, маму кормить полноценно и разнообразно, а за малыша радоваться - что ему так с мамой повезло.
Но как же это оказывается сложно, прежде всего, психологически. Ведь так хочется, чтобы вырос побыстрее, а он, бедненький, на одном молоке... И тысячи научных работ, тысячи ссылок на особенности физиологии пищеварения младенцев, тысячи неопровержимых аргументов, как волны о борт корабля, разбиваются о бабушкино «пора», соседское «надо», подружкино «вам что, для ребенка жалко». И миллионы мам, имея полную грудь молока, экспериментируют с соками, овощными супчиками и яичными желтками, отдают, таким образом, дань общественному мнению и собственным подсознательным чаяниям, после чего не менее активно лечат аллергии и кишечные расстройства.
С искусственным вскармливанием ситуация еще более драматична. Если ценность женского молока никто оспаривать не пытается, то как можно даже сравнивать непонятный порошок под названием «адаптированная молочная смесь» и сладенькую манную кашку на свежем жирненьком молочке замечательной коровки, да еще со сливочным маслицем!
Следует честно признать: попытки раннего и активного  разнообразия при вскармливании младенцев  во многом индуцированы медицинской наукой. Именно врачи оповестили мир о том, что одним молоком сыт не будешь, именно из-под пера профессоров-академиков вышли советы о яблочном соке в один месяц и овощном отваре в четыре. Другой вопрос в том, что возникли эти рекомендации в те относительно далекие времена, когда практически единственной альтернативой отсутствующему материнскому молоку было разведенное молоко коровье.
Уже тогда не была проведена четкая грань, между естественным и искусственным вскармливанием. Всеобщее равенство распространилось на принципы и сроки прикорма. В месяц положено сок! И никого не волновало: мама молоком кормит и сама полноценно питается или молоко коровье дитя получает. И участковый педиатр, обложенный инструкциями, обязан был проследить за тем, чтобы этот сок в дитя был влит пренепременно...
Медицинская наука, к счастью, не стоит на месте. Появились молочные смеси, обогащенные витаминами, микро- и макроэлементами, смеси, в которых обработан коровий белок, оптимизирован минеральный состав. Но активное внедрение этих смесей вовсе не сопровождалось пересмотром рекомендаций касательно сроков прикорма. И десятилетиями, несмотря на то, что коровье молоко в качестве заменителя материнского практически не использовалось, рекомендации оставались незыблемыми. И миллионы нынешних бабушек и нынешних педиатров старшего поколения до настоящего времени как аксиому воспринимают целесообразность употребления младенцами соков, желтков, кашек и супчиков.
Первой спохватилась Всемирная Организация Здравоохранения, заявив громогласно, что нет ничего лучше мамы, а если нет молока у мамы - так следует не экспериментировать, а использовать адаптированную молочную смесь. И не надо разнообразия! И в качестве срока, когда разнообразие  признано вредным, обозначены первые шесть месяцев жизни.
Итак, собрав волю в кулак, шесть месяцев мы продержались. Что дальше? Дальше приходит осознание того, что ребенка надобно готовить к взрослой пище, к окончанию периода млекопитания. И перед родителями встает проблема прикорма.

Когда и с чего начинать прикорм

Существует несколько схем, отличающихся друг от друга ответом на вопрос: «С чего начать?» Предлагаются кисломолочные продукты и творог, овощные блюда, молочно-крупяные каши. Речь не идет о том, что лучше и как правильнее. Речь совсем о другом. Следует отдавать себе отчет: прикорм мы начинаем вовсе не потому, что без вышеупомянутых продуктов дитя будет болеть, отставать в росте и развитии. Понятно ведь, что мамино молоко или качественная молочная смесь, предназначенная для вскармливания детей старше шести месяцев, ну никак не хуже и не вреднее, чем овсяная кашка или овощной супчик. И возникает вполне резонный вопрос: зачем в таком случае морочить себе голову? Не проще ли отодвинуть еще на несколько месяцев сроки начала экспериментов?
Проще. Но не желательно: именно второе полугодие характеризуется принципиальными переменами в работе внутренних органов и кардинальным изменением образа жизни ребенка. Возрастает активность кишечных ферментов, появляются зубы, малыш начинает самостоятельно передвигаться, ползание и хождение приводят к росту энергозатрат.  Главная стратегическая цель разнообразия  на этом этапе связана именно с ростом энергозатрат. Проще говоря, энергетическая ценность 200 мл молока меньше, чем энергетическая ценность 200 мл каши. Только молоко или только смесь с трудом обеспечивают потребности ребенка - он просто не в состоянии съесть такое количество жидкой пищи, чтоб его (количества) хватило и на рост, и на активные движения. Понятно, что более концентрированная и более густая пища - энергоемка в значительно большей степени.
Ну, а  главная тактическая цель разнообразия  - добиться того, чтобы переход к взрослой еде был плавным, чтоб вся система пищеварения получила возможность мягко адаптироваться к переменам в составе пищи.

Три важных правила

Какие бы продукты мы ни использовали на этом этапе, следует четко следовать  трем главным правилам:
* конкретный ребенок должен эту еду хотеть - есть с удовольствием и аппетитом;
* употребление данного продукта не должно приводить к возникновению проблем со здоровьем;
* каждый новый пищевой элемент может использоваться только тогда, когда есть четкая уверенность в том, что безболезненно «прошел» предыдущий.

В качестве иллюстрации к вышеперечисленным правилам приведем несколько практических советов.
Помните: если у малыша нет проблем со здоровьем, если он активен, весел и ест с аппетитом - значит, качественный и количественный состав пищи ребенка устраивает. И если дитя отказывается от овощей, но с удовольствием пьет кефир - не надо расстраиваться по этому поводу: просто для овощей еще время не пришло.
Если яблочный сок поглощается без проблем, апельсиновый вызывает сыпь, а сливовый - понос, так предлагайте только яблочный.
Если ребенок с удовольствием ест овсяную кашку, но отказывается от рисовой или манной - кормите овсянкой и не насилуйте дитя.
Если по материальным соображениям вы не можете позволить себе кролика или телятину, но зарабатываете на курочку - используйте только курятину: это никак не отразится на здоровье вашего ребенка.

Желательное или полезное?

Помните: рассуждения о полезности того или иного продукта всегда носят весьма условный характер, ибо само понятие «полезность» - неточное и расплывчатое. Апельсин полезнее яблока, потому что в апельсине в 4 раза больше витамина С! Нет, яблоко полезнее апельсина, ведь в яблоке в 70 раз больше железа... Перепелиное яйцо лучше куриного, потому что лучше усваивается. Минуточку! А что, у вас куриное усваивается плохо? Тогда конечно. Нормально усваивается - так кормите, каким хотите.
Хотелось бы обратить внимание:  приведенные выше правила и советы вовсе не относятся исключительно к малышам. Актуальны они для любого возраста, просто на этапе введения прикорма и перехода к взрослой еде отклонение от этих правил многократно более рискованно.
Главное - все-таки осознать, что желательное и полезное разнообразие не должно ни при каких обстоятельствах возводиться в культ.
Не хочет мяса? Ну что ж, тогда супчик на мясном бульоне, да и в молочных продуктах достаточно столь необходимого белка животного происхождения.
Невозможно «запихнуть» ничего молочного? А мороженое? Ведь неплохой заменитель! И в омлет можно (нужно) молока добавить...
Морковку выплевывает, а цветную капусту готов есть килограммами? Да проживет он припеваючи без морковки! Только не надо нервничать по этому поводу.
Последний момент во всей теме  разнообразия  стоит особняком. Мы ведь и начали с того, что разнообразие зачастую обходится слишком дорого. Если представления конкретных родителей о  разнообразном питании  не отражаются на материальном достатке и не вызывают у ребенка проблем - экспериментируйте на здоровье.
Только отдавайте себе отчет в том, что, во-первых, это надобно именно вам, а не ребенку, а во-вторых, что именно на этих ваших подсознательных желаниях зарабатываются миллионы.
Заходите вы в супермаркет и стоите перед витриной с детскими кашками. А кашек этих пять десятков. И все пять десятков одной фирмы. «Овсянка с яблоком», «Овсянка со сливой и персиком», «Овсянка с яблоком, сливой и персиком», «5 злаков», «6 злаков», «7 злаков» и т. д. А у другой фирмы еще 30 разных каш. Переводим взгляд на полочку с соками. Ситуация аналогичная. Овощные пюре - то же самое. А главный принцип выбора сплошь и рядом основан на классическом для нашей ментальности аргументе -  «это мы еще не пробовали».  И как приятно рассказать подружке о том, что мы уже 33 различных каши попробовали, 25 соков и 30 пюре. А какой это ужас - узнать, что соседский ребенок перепробовал все 50 каш фирмы «ААА» и уже осваивает «ВВВ»...
Описанное может показаться преувеличением, но ситуация именно так и обстоит. Крайний вариант этой тенденции - жалоба на то, что «мы пробовали 20 разных каш, и от всех диатез». При этом вопросы «а не пробовали ли вы давать одну кашу, только в меньшем количестве?» или «а не проще ли этих каш не давать?» - встречают искреннее непонимание - пропадет, бедняжка, без  разнообразного питания...

Подведем итоги

Разнообразное питание  - совсем не сложно. И вовсе не требует существенных материальных затрат. Помимо привычных всем круп, овощей, фруктов, мяса и молока, есть ведь еще рыба и морепродукты, яйца, мед, орехи, растительное масло, грибы, ягоды, чай и т.д. В приведенном перечне всегда найдется 5-10 позиций, способных удовлетворить индивидуальные пристрастия конкретного ребенка и обеспечить организм всем необходимым.
Упомянутые нами «индивидуальные пристрастия» нельзя недооценивать. Организм человека инстинктивно осуществляет выбор наиболее рациональных продуктов (именно для этого организма в данный период ). Поэтому не следует искоренять тягу ребенка к конкретной каше или конкретному овощу. Еще в большей степени не следует навязывать дитю блюда, настойчиво им отвергаемые.
Но при этом надо все-таки дифференцировать инстинктивные желания и тягу к продукту, сам процесс потребления которого - не потребность, а всего лишь способ получить удовольствие. Когда малыш двух месяцев от роду улыбается, попробовав сладенький сок, так это не демонстрация потребности в соке, а всего лишь выражение удовольствия. Когда дитя готово килограммами есть шоколад - так это уж точно не инстинкт.
Еще раз подчеркнем: подлинное  питательное разнообразие  - это не поедание десяти сортов мяса или двадцати видов фруктов, а разнообразие продуктовых групп. Только такой вариант полезен ребенку в медицинском аспекте. . И если родители в состоянии обеспечить потомству именно такое питание - их (родителей) совесть может быть спокойна.
Конечно, все не так просто. Возможны болезни, при которых нарушен обмен веществ, затруднено всасывание или усвоение определенных витаминов. Но  коррекция питания  в таких случаях - это уже задача и обязанность врача. Это ведь врачей, а не родителей учили тому, например, что при гриппе возрастает потребность в аскорбиновой кислоте, а при кори - в витамине А.
Витамины - это вообще отдельный разговор. Недаром ведь ВОЗ декларирует принцип: «Предпочесть разнообразное питание  использованию комплексных витаминов». Понятно, что производители витаминов с этим могут не соглашаться, но родители должны знать: любой витаминный комплекс есть лечебно-профилактический медицинский препарат. И подбор препарата надо осуществлять не на основании рекламы, а на основании реальных потребностей конкретного ребенка. Выявление этих потребностей - с учетом образа жизни, характера питания и состояния здоровья - это, опять-таки, задача врача.

Резюме

Что такое разнообразное питание и кому оно необходимо?
В медицинском аспекте - питание, способное обеспечить физиологические потребности человека, и оно необходимо всем, живущим на Земле, дабы быть здоровыми телесно и психологически. Психологический аспект разнообразия не отражает необходимости последнего!
Разнообразное питание  в этом аспекте - «всего лишь» позволяет человеку почувствовать себя человеком. А применительно к детям - полноценным родителем.

Евгений КОМАРОВСКИЙ,
кандидат медицинских наук,
заслуженный врач Украины.