«КАДЕТСКИЙ КОРПУС»: ЗДЕСЬ ВОСПИТЫВАЮТ НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН И БУДУЩИХ БЕРЕГИНЬ

«КАДЕТСКИЙ КОРПУС»:  ЗДЕСЬ ВОСПИТЫВАЮТ НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН И БУДУЩИХ БЕРЕГИНЬ

Воспитанников «Кадетского корпуса» (он же лицей-интернат № 23 г. Киева) легко отличить от их ровесников из других учебных заведений. И не только по военной форме или выправке: они отличаются особым достоинством, с которым носят свое звание, уважением к своему учебному заведению, к старшим. А еще — сдержанностью и воспитанностью: кадеты первыми уступят пожилому человеку место в транспорте, от них не услышишь нецензурных слов и т.д. И даже маленький первоклассник чувствует ответственность, как говорится, за честь своего мундира.

Этот лицей-интернат — единственное образовательное учреждение Украины, где практикуют раздельное обучение девочек-паняночек и мальчиков-кадетов, причем воспитанниками являются дети из разных регионов Украины. Мама одного из будущих первоклассников из Донетчины рассказывала, что узнала о «Кадетском корпусе» совершенно случайно, в поезде: привлекла к себе внимание группа подростков, которые вели себя вежливо и сдержанно. Когда они надели кадетскую форму, поняла, что воспитание — заслуга их учебного заведения.

О ЗДОРОВОМ ДУХЕ...

Неоспоримая истина: «В здоровом теле — здоровый дух» в полной мере соответствует цели, которую исповедуют в лицее-интернате № 23. Уже семь лет подряд возглавляет его милая, приятная женщина Наталья Головихина. С ее приходом произошла реорганизация и было создано образовательно-воспитательное учреждение нового типа. В частности, с раздельным обучением мальчиков и девочек, придавая особое значение сохранению здоровья и развития нравственных качеств детей. «Сейчас многие прекрасно разбираются в компьютерах, другой современной технике, — говорит Наталья Михайловна, — но хорошими людьми и патриотами их не назовешь. Мы же стремимся воспитать настоящих мужчин, рыцарей, умных и физически развитых, защитников Отчизны, используя самые лучшие традиции нашего народа, казачества, войска, украинской истории. Девочек мы уже с младшего школьного возраста учим быть хранительницами домашнего очага, хорошими женами и мамами. Способствуют этому и уроки христианской этики, которые преподают у нас уже 5 лет. А с нового учебного года планируем ввести время православия, чтобы начинать и заканчивать день молитвой. Дети должны быть здоровыми физически и духовно, тогда и нация будет здоровой».

По словам Натальи Михайловны, сначала планировали открыть только кадетские классы, но, учитывая пожелания родителей и детей, основали и классы панянок: сейчас в лицее 4 класса девочек и 18 — мальчиков. И хотя учатся они отдельно, но культурно-массовые мероприятия проводятся вместе. Например, танцуют, поют, отмечают праздники (день именинника, Новый год и т.д.), участвуют в концертах, различных городских конкурсах, есть у кадетов и свой замечательный слаженный оркестр. Первые погоны кадетам младших классов торжественно вручают в октябре в храме святых апостолов Петра и Павла, а для старших мальчиков эти торжества проходят в ноябре в Киево-Печерской лавре.

Лицей, как и прежде, является также учреждением, где сироты, дети из социально незащищенных или неблагополучных семей могут получить образование и, собственно, уверенность в будущем. Пока он имеет статус учреждения полной недели: дети находятся здесь с понедельника по пятницу включительно, а в будущем, надеются, кадетский корпус получит статус заведения целого года. «Мы ценим каждого учителя, воспитателя, — говорит Наталья Головихина, — и совместными усилиями учителей, офицеров-воспитателей, социального педагога, практического психолога, родителей этого достигнем».

... И О КРЕПКОМ ТЕЛЕ

«Кадетский корпус» — специализированное учебное заведение с военно-спортивным направлением. Одной из главных целей всего педагогического коллектива лицея-интерната является здоровье ребенка, отмечает методист Лидия Дашко. «У нас действует Положение о Центре здоровья, которым, собственно, и является сам лицей-интернат, — рассказывает Лидия Ивановна. — Увеличено количество часов на физическую подготовку, со следующего года планируем ввести уроки хореографии. Внедряем паспорт здоровья, где будем фиксировать состояние ребенка в течение всего времени пребывания в нашем заведении. В этом году лицей-интернат и больница «Охматдет» заключили соглашение о том, что медики будут бесплатно лечить и наблюдать наших воспитанников. Кроме того, в лицее разработана программа «Подари себе здоровье». Уже с начальной школы мы начинаем активно работать в этом направлении. Так, во время урока во всех классах проводят две обязательные физкультминутки — одна для зрения, и еще одна — в зависимости от характера и сложности урока. Дети также учатся пальчиковому массажу (пучки пальцев), запоминают, какой пальчик отвечает за определенный орган».

Соблюдение режима — это также одно из условий хорошего здоровья. Подъем у кадетов — в 6.30, день начинается с команды дежурного: «Взвод, шикуйсь!», затем утренняя зарядка, завтрак, в 8.30 — звонок на уроки и т.д. Во второй половине дня дети выполняют домашние задания, занимаются в различных кружках, спортивных секциях, развивают свои природные данные. После уроков и ночью кадеты находятся под опекой воспитателей — офицеров запаса. Воспитанники лицея-интерната получают пятиразовое питание, имеют возможность полноценных занятий и отдыха.

ДО УРОВНЯ РЕБЕНКА НЕ ПАДАЮТ, ДО УРОВНЯ РЕБЕНКА ПОДНИМАЮТСЯ

В лицее-интернате царит какая-то особая атмосфера: дружеская, спокойная, по-домашнему уютная, несмотря на сложную учебную программу, физические нагрузки, кадеты чувствуют себя здесь комфортно. Об их моральном, психическом состоянии заботятся с первых дней кадетства. В лицее-интернате работает психологический клуб «Психолог и Я» (Психология), где «Я» — ребенок. В начале нового учебного года с вновь прибывшими детьми и лицеистами переходного возраста работает психолог Маричка Сухацкая, определяя группы риска, тип одаренности т.п. Выясняя сложные семейные обстоятельства или личный конфликт ребенка, Маричка Владимировна планирует свою работу с такими детьми, с их родителями или опекунами. Результаты обсуждают всем коллективом. Есть специальный педагогический дневник, где в том числе фиксируются требования учителей и воспитателей к психологу.

«Диагностировать характер, психическое состояние ребенка, дать ему необходимую помощь помогают различные тестирования, — говорит методист Лидия Дашко. — Ведь у нас учатся дети с разными характерами, темпераментом, впечатлительностью, здоровьем и т.д.». Чем громче кричит взрослый, тем больше закрывается ребенок, убеждена Лидия Ивановна. Для каждого ребенка, учитывая его психическое и физическое состояние, в лицее стараются подобрать «свой ключик», применяя различные методы, в том числе музыкотерапию, арт-терапию, игротерапию, сказкотерапию....

Уважают в «Кадетском корпусе» и христианское Прощеное воскресенье, разъясняя, что означает сделать некрасивый поступок и как выйти из этого. Ведь любой человек может сгрешить, ошибиться. Прощение — шанс каждому остановиться и подумать, правильно ли я живу, правильные ли поступки я делаю. Есть такой день, когда люди разного статуса и состояния могут просить прощения друг у друга. Например, учительница в этот день просит прощения у детей за то, что, возможно, проводя урок, так увлеклась, что не увидела у кого-то печальных глаз или не заметила плохого самочувствия и т.д. А потом — просят прощения дети друг у друга, получают на эту тему домашнее задание. «До уровня ребенка не падают, до уровня ребенка поднимаются, — отмечает Лидия Дашко. — А наша задача заключается еще и в том, чтобы научить его благодарить за все: убедить ребенка, что самое ценное — простое и обычное. Например: спасибо, друг, за то, что ты улыбнулся».

Любовь ПОЛЕВАЯ-САХАНДА.